Авторизация

Словарь моды

А | Б | В | Г | Д | Е | Ж | З | И | Й | К | Л | М | Н | О | П | Р | С | Т | У | Ф | Х | Ц | Ч | Ш | Э | Ю | Я

Доспехи средневековых рыцарей.

1 голос

Как это не удивительно, доспехи средневековых рыцарей существенным образом повлияли на историю развития костюма. Уже само понятие «крой» связано с возникновением лат, доспехов. До этой исторической вехи одежда, говоря современным языком, была безразмерной — она состояла из цельного куска ткани. Когда стали делать панцири, шлемы, рукавицы, поножи из листовой стали, возникла необходимость в их подгонке по фигуре. А это невозможно без точно рассчитанной конструкции, покроя. Так возникла профессия закройщика. Немецкое слово «портной» («шнайдер») связано с глаголами «резать», «кроить», французское — «тай- ёр» («закройщик», «портной») означает примерно: «тот, кто делает одежду по росту».
Экономная раскладка стального листа была обусловлена также дороговизной самого материала. Доспехи имели в основном люди богатые — рыцари. Санчо Панса, как мы знаем, успешно обходился без них. Кстати, он был оруженосцем, следовательно, должен был возить доспехи своего хозяина.
Таким образом, многие из операций, необходимых для изготовления одежды — «снятие мерок», «покрой», «раскрой», «лекала», «раскладка»,— берут начало в далеких рыцарских временах. Заметим, однако, что целесообразная рас¬кладка существовала и раньше - в народной одежде. Так, русская рубаха, словацкие штаны, туркменское, узбекское платья кроились практически без отходов («петуху негде клюнуть»). Но при этом мерок не снимали. Уже ширина и длина полотнища ткани заключали в себе модули, соответствующие пропорциям тела, да и отмеряли их «человеческими мерками» — локтями, пядями, вершками. Соприкосновение тела с металлом приводило к травмам, поэтому под латы надевали стеганую тканую одежду, напоминающую наши телогрейки,— она предохраняла, смягчала удары. Вспомним, что в желеpных доспехах надо было держаться прямо, с поднятой головой, в таком положении лучше выдерживается удар сверху. Не отсюда ли пошла «военная выправка», которую каждому придает мундир?
Изготовление прокладок привело к большому разнообразию линий покроя — теперь уже одежды из тканей. Появляются конструкции, напоминающие многие современные виды: еще «не открытые» цельнокроеные рукава и комбинированные, «реглан», отрезные кокетки, вставки. Сегодня «железные костюмы», давно ставшие музейными экспонатами, имеют для нас и научную ценность: они сообщают нам о телосложении их бывших владельцев (росте и размерах), о моде того времени. Любопытно, что в доспехах могли повторяться формы модных шляп, буфы на рукавах, украшения из страусиных перьев. При обучении рыцарь должен был долгое время носить доспех, научиться в нем свободно двигаться. Чем не первые упражнения и тренировки «с отягощением»?!
Рыцарей былых времен нельзя назвать рослыми. Десяти произвольно выбранным на улицах Лондона мужчинам доспехи из музея в Тауэре оказались малы.
Первым настоящим головным убором, как утверждают ученые, был шлем. Его форма различна, но постепенно предпочтение было отдано куполообразной: она лучше сопротивлялась рубящим и колющим ударам. У наших предков были металлические шлемы с острой вершиной - шишаком. Эта форма нашла отражение в эскизах художника В. Васнецова, по которым перед революцией были изготовлены головные уборы, позднее названные «буденовками».
Заметим, что от древнерусского слова «шелом» (шлем) произошло выражение «ошеломить» — оглушить, привести в бесчувствие ударом по шлему. Древнеримский шлем имел гребень, который не только делал его прочнее и противостоял ударам, но и украшал. Эта деталь долго сохранялась в касках пожарных. Возможно, что козырек в современных головных уборах тоже ведет свое начало от шлема. Средневековые рыцари, стараясь устрашить противника, придавали шлемам «пугающие» формы и оснащали их фантастическими клыками, рогами, клювами. Копируя эту форму, врачи в городах во время чумы носили маски с «клювом», в котором тлели ароматические травы. Считалось, что это отгоняет болезнь.
Во время боя лицо прикрывали подвижной деталью шлема — забралом. Поднять забрало значило выказать смелость, честные и мирные намерения. Отсюда и выражение: «с поднятым забралом».
По сходству с листом салата подвижную часть шлема называли также «саладой». Существовал обычай приветствовать противника, поднимая саладу или дотрагиваясь до нее. В слегка измененном виде он сохраняется и поныне. И еще одна «хорошая манера» обязательна для мужчин и сегодня - снимать головной убор в поме¬щении (снимая шлем или поднимая забрало, они давали понять, что пришли с миром). В шлеме предусматривались отверстия для дыхания, вентиляции, прорези для глаз. Сквозь эти прорези противник мог бросить в глаза рыцаря, например, горсть песку. Некоторые исследователи полагают, что выражение «пустить пыль в глаза» могло произойти от этой тактической уловки (другая версия: обскакать — тогда пыль из-под копыт лошади попадает в глаза отставшему всаднику).
Особо следовало защищать грудь, наиболее уязвимую у всадника, так как противник чаще всего целил в нее копьем. Поэтому возникла особая, укрепляющая грудь деталь — «пластрон» («панцирь», «на¬грудник», «передник»). До нас она дошла в виде отрезной детали на груди (например, пластрон в нарядной мужской рубашке или в женском платье).
Доспехи, укрывая тело их владельца, скрывали его происхождение и титул. Костюм, как утверждал Шекспир, должен «докладывать о человеке». Панцирь же ничего не «докладывал». Поэтому поверх доспехов стали надевать одежду из ткани, на которой прочитывались фамильные цвета, девиз, герб. По ним вассалы узнавали своего сеньора в бою, держались к нему ближе. Отсюда пшло выражение «защищать м цвета» (чьи-либо). Со временем герб стали прикреплять непосредственно к латам. Гербы следовало прочитывать и объяснять. Так возникла геральдика - учение о гербах и их описание. А «доклад о человеке» стал заключаться в знаках отличия, нашивках, шевронах, эмблемах, девизах, аппликациях, вышивках, монограммах, значках, орденах, медалях. Впрочем, происхождение последних можно вести и от монет, дарованных за храбрость, которые стали прикреплять к одежде.
Технические узлы доспехов (сочленения в локтях, коленях, на стопе) обдумывались их со-здателями не один десяток лет. Этот опыт пригодился конструкторам при работе над скафандрами для космических полетов. Кстати, и требования оказались сходными: сугубо индивидуальная подгонка, удобство при выполнении сложных движений, не слишком мудреная конструкция.
Объемные детали лат выбивали на деревянных формах. Этот метод и сегодня применяется скульпторами - технология не изменилась.
«Обувь» готического доспеха нередко имеет длинный носок. Это соответствие длинной форме туфель, которые носили в то время. Такой носок говорил о знатности рыцаря, с ним же связывают выражение «жить на широкую ногу». Он мог служить и чисто «утилитарным» целям — как ножны, в которые вкладывался кинжал. Оказывается, и это оружие служило рыцарю. Если противник упал со смертельной раной и мучился на земле, его приканчивали «кинжалом милосердия», найдя щель в доспехах. Сегодня французы обозначают этим термином убийственную репли¬ку или убедительный факт, ставящий точку в споре, диспуте.
Выражение «быть под туфлей» тоже приписывают рыцарским временам. Дама сердца дарила рыцарю туфлю, и он прикреплял ее на шлеме. Существовал также обычай вдохновлять рыцаря перед поединком, подарив ему рукав платья. Благо он тогда еще не втачивался, а привязывался шнурками. Повязав цветной рукав возлюбленной вокруг головы, рыцарь устремлялся в бой. Рыцарское поведение!..
Д. ГЛАГОЛЕВ, художник-модельер (из журнала "Мир женщины")